6 декабря

"Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш".

 

Воспитатель загадывает загадки:

1)Знают взрослые и дети он один такой на свете!

Он не зайчик и не слон, но ушастый все же он!

Не нужна ему рубашка, он игрушка - …(Чебурашка).

-Правильно, это чебурашка, с какого звука начинается слово? …Правильно, со звука «ч».

Слушай еще одну загадку:

2)Не страшна зубам щекотка, им нужна пожестче…(щетка).

-С какого звука начинается слово? Правильно, со звука «щ».

-Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с вами играть со звуками [ч] и [щ].

2.Имитация звуков «ч и щ»:

 А сейчас потрудится наш язычок.

- Покажите как мама укладывает малыша спать? «ч-ч-ч-ч-ч».

-Покажите как мы щеткой чистим свои зубки? «щ-щ-щ-щ-щ».

3.Артикуляционная гимнастика:

Повтори за мной: «Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Произнести громко, тихо. Произнести быстро, медленно.

4.Игра в звуки «ч – щ»:

Если вы услышали звук «ч», то ты хлопаете. Если услышали звук «щ», то вы топаете.

5.Игра в квадратики:

У вас на столах лежат квадратики: желтый – ч, синий – щ.

Далее воспитатель называет слова со звуками ч и щ. Дети, как и в предыдущем задании, показываю (квадратики желтого и синего цвета), какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры: чемодан, щека, собака, щука, чайник, ящерица, чеснок, щенок.

6.Чистоговорки:

Воспитатель предлагает выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «ч», «щ»:

Ча-ча-ча-Тане вызвали врача.

Щу – щу – щу -Я щенка ищу.

Чи – чи - чи – прилетели к нам грачи.

Щи – щи – щи- мама приготовила щи.

7.«Четвертый лишний».

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя:

-чешки, собака, щука, чебурек.

8.Разница между ш и щ:

Если я назову слово со звуком «ш», то хлопает первый ряд.

Если я назову слово со звуком «ш», то хлопает второй ряд.

9.Практическое задание – обвести буквы ч и щ.