6 сентября

«Поможем маме перебрать крупу»

Конспект эксперимента  

«Поможем маме перебрать крупу»

Цель: знакомство детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита.

Задачи:

1.Развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования.

2.Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

3.Воспитывать аккуратность, желание помогать своим близким.

Материалы: крупа (рис, манка), дуршлаг (из кукольной посуды и обычный), большое сито, маленькое сито - для каждого ребенка, пластмассовые ложки, пластиковые тарелки и контейнеры для круп.

Ход эксперимента

-Ребята, а вы знаете, какое блюдо считается самым полезным, питательным и сытным?

-Конечно же, это каша. А из чего варят кашу?

-Кашу ребята, варят из крупы. Какая бывает каша? ( Ячневая, манная, гречневая, рисовая, пшенная, геркулесовая)  Из каких круп?

-Вот для того, чтобы каша получилась вкусной и аппетитной на вид, крупу положено перебрать. Ребята, как вы думаете, перед тем как  приготовить вкусную и аппетитную кашу в детском саду, кто её перебирает? Правильно, это делает на кухне  повар. А дома у вас кто крупу перебирает? (Мамы) 

 Мамы умеют это делать быстро и тщательно.  А вы им помогаете?

-Какие вы молодцы, что помогаете своим мамам и бабушкам перебирать крупу, когда они хотят сварить вам вкусную кашу.

-Сегодня, наш  Всёзнайка, придумал для вас интересное задание. Хотите узнать какое?

- Всёзнайка предлагает вам перебрать не одну крупу, а отделить одну крупу от другой. (Манку от риса)  

-Сначала давайте рассмотрим каждую из этих круп в отдельности и сравним их.

Дети сравнивают крупы:

Манка – мелкая, желтоватая, сыпучая.

Рис – крупнее манки, белый, сыпучий, по форме овальный.

Всёзнайка приготовил для вас блюдо, в котором смешал эти крупы. Подумайте, как же можно отделить одну крупу от другой? ( Ответы и предположения  детей)

-Дети пробуют перебрать крупы  руками.

-Ребята,  если мы с вами будем отделять рис от манки руками, это будет очень долго и займет очень много времени.

-Для проведения опытов и экспериментов у нас есть предметы помощники. Вот они перед вами. (Большое и маленькое сито, дуршлаг  обычный и из кукольной посуды.) Какие из этих предметов смогут нам помочь? Как вы думаете? ( Ответы и предположения детей) 

-Насыпая, крупы в дуршлаг (из кукольной посуды и обычный) дети наблюдают, что обе крупы проходят через отверстия этой посуды. Делают вывод, что эти предметы не подходят для отделения одной крупы от другой.

-Затем дети предлагают взять сито. Педагог насыпает ложкой крупу в сито, а дети наблюдают, что манка проходит через отверстия сита, а рис остается в нём. Ребята, сможете вы теперь выполнить задание Всёзнайки? Какой же предмет вам поможет его выполнить? (Сито)

-Проходите к столам. Можете приступать к выполнению задания.

-Ложечкой насыпайте смешанную крупу в сито и просеивайте её над тарелочкой, рис высыпайте в пустой контейнер.

-(У каждого ребенка на столе контейнер со смешанной крупой, сито,     пластмассовая ложечка, тарелка для манки, контейнер для риса)

-Дети работают самостоятельно за столами.           

- Ребята, какие крупы мы с вами отделяли, выполняя задание Всёзнайки?      

 - Какой предмет «помощник» нам помогал? (Сито)

- Сможете теперь помочь дома мамам и бабушкам, если у них вдруг смешаются крупы?

- Какая крупа проходила через сито, а какая оставалась в нём?

- Почему манная крупа проходила через сито, а рис в нём оставался? (Манка очень мелкая, а рис крупный).